1. Многие пугают самих себя в самом начале работы над произведением, с ужасом представляя себе негативные критические отзывы о нем. Я заметила, что если найти себе хотя бы одного Доброжелательного Читателя, он поможет выбраться из творческого застоя. Как-то я писала детективный роман и в обеденный перерыв читала его по главам своей подруге Эллен Лонго. Она спрашивала: "А что было дальше?" - я и продолжала писать.
2. Несколько рабочих мест - уловка. Но благодаря ей мой внутренний писатель не чувствует, что его загнали или даже поставили в угол. Переходя с места на место, в зависимости от настроения, я подкупом подвигаю себя писать, даже когда делать этого не хочется. Иногда я за день успеваю побывать на трех "станциях", иногда три дня подряд я пишу за садовым столом, а иногда меняю расположение строго раз в день.
3. Если будешь писать еще час, я свожу тебя в ресторан, - говорю я иногда своему писателю. Или: - Допишешь черновик, и я куплю тебе то синее шелковое платье. Сандэ с горячим шоколадом, латте со льдом, новые наряды, старые друзья... Все эти подкупы - нехитрые уловки, и я применяю их, как и соблазнительное белье в спальне, потому что они действенны.
4. Чтобы помочь себе решить, о чем писать, я нередко применяю очень простую методику. Беру чистый лист бумаги и перечисляю пять тем, которые сейчас меня занимают. Перечитывая список, я слежу за внутренним ощущением от того, какая тема вызывает у меня больше всего эмоций. Эмоциональный заряд обычно говорит о том, что ставки в этой теме достаточно высоки, чтобы мне было легко об этом писать.
5. Писатели убеждают себя, что медлят, потому что им пока не хватает идей, но как только идеи появятся - они тут же примутся писать. Вообще-то все наоборот. Берясь писать, мы запускаем творческий насос, и идеи изливаются потоком. Именно писательство привлекает идеи, а не идеи запускают писательство.
6. Вранье про "если бы у меня было время" позволяет не обращать внимания на то, что романы пишутся постепенно, по фразе за раз. На фразу и минутки хватит. И если наворовать таких минуток и вдосталь предложений, родится целый роман, без всякой роскоши свбодного времени.
7. Если научиться писать просто из любви к процессу, время можно найти всегда, но его нужно уворовывать, как влюбленные перехватывают на бегу поцелуй. Как сказала мне одна проницательная дама, "самый занятой и важный мужчина всегда найдет для тебя время, если любит, а если не находит - значит, и не любит". Когда влюблены в свое писательство, мы найдем для него время.