Как рассчитать эффективность вложений в персонал?
Многие компании рассчитывают эффективность вложений в разные направления бизнеса, но когда речь заходит об эффективности инвестиций в персонал, тут многие начинают плавать. Как рассчитать возврат инвестиций, что считать за доход в формуле, если мы провели обучение? Как отделить влияние вложений в персонал на доход компании от прочих факторов?
Для расчета эффективности инвестиций в бизнесе используют формулу ROI – возврат инвестиций. Как считать возврат инвестиций в персонал? Согласно общеотраслевому обзору Saratoga HR ROI в 2017 году составил 277%. Это то, что называется «среднее по больнице».
Напомним формулу расчета: ROI = (доход-расходы)/расходы * 100%.
Чаще всего компании испытывают трудности с расчетом возврата инвестиций в обучение, корпоративные мероприятия и проекты без очевидного дохода.
Предлагаю рассмотреть измененную формулу для таких случаев: ROI = (экономия-расходы)/расходы * 100%.
Экономия – это деньги, которые компания сохраняет в результате некой HR-инициативы и перенаправляет на развитие бизнеса.
Еще на стадии согласования какой-то HR-инициативы/проекта необходимо задаться вопросом: «Зачем мы это делаем?». «Какой результат хотим получить?»
Расчет ROI участия в конференции
Компания отправила двух разработчиков на конференцию с целью привнести в работу новые практики. После конференции один разработчик смог сократить время загрузки сайта, а второй разработчик ничего не смог нового предложить. Как считать экономию/доход в этом случае?
Нам понадобятся данные бизнеса. Раньше запрос на сайте обрабатывался около 20 секунд, при этом около 70% клиентов, не дождавшись полной загрузки, покидали сайт уже с 10 секунды. После исправлений в коде скорость отклика сайта сократилась до 8 секунд и потери посетителей сайта сократились до 20%. Среднемесячное количество посетителей сайта – 500 человек. При скорости загрузки до исправления компания теряла 70% или 350 посетителей. После исправления — только 20% или 100 посетителей. То есть среднемесячно удалось удержать 250 посетителей.
Но не все посетители становятся клиентами, поэтому для расчета мы должны знать эту конверсию. По статистике покупку в компании делает каждый четвертый посетитель, то есть конверсия равна 25%. В нашем случае 250 удержанных посетителей превратились в 62 новых клиента.
Для привлечения одного клиента компания тратит 2000 рублей на рекламу. Общие эффективные затраты на рекламу = 2 000 руб * 62 клиента = 124 000 рублей.
Раньше компания эти деньги теряла, так как клиенты не совершили покупку и ушли с сайта. Средний чек при этом составляет 8 000 рублей.
Общий доход = 8 000 руб * 62 клиента = 496 000 рублей.
Общие доходы + экономия на рекламе составила = 124 000 + 496 000 = 620 000 руб. Стоимость участия одного сотрудника в конференции составила 40 000 руб. Рассчитаем ROI участия в конференции для обоих разработчиков:
ROI = (620 000-80 000)/80 000 * 100% =675%.
Результаты такого возврата инвестиций впечатляют.
Расчет ROI тренинга для руководителей
Компания провела тренинг по обратной связи для руководителей. Что в этом случае будет экономией? В качестве гипотезы измерим уровень текучести до и после тренинга в подразделении, где работает этот руководитель. Если причинами увольнения на выходных интервью назывались проблемы с руководителем, то нужно измерить, сократилось ли количество увольнений по этой причине? Разницу в изменении текучести нужно оцифровать и посчитать, сколько для компании стоит замещение уволенных и найм новых сотрудников. Это значение и будем использовать в качестве экономии для расчета ROI.
В рамках этой статьи мы не будем рассматривать вопрос, как считать стоимость текучести.
Важные моменты, которые нужно учитывать при внедрении методологии расчетов ROI HR-проектов:
- В некоторых случаях ROI можно рассчитать не сразу, а через какое-то время (полгода, год, несколько лет). Чем дороже проект, тем дольше длится период возврата. Поэтому доход или экономию нужно считать накопленным итогом. В этом случае формула расчета будет иметь следующий вид:
ROI = (доход 1 года + доход 2 года) – (расходы 1 года + расходы 2 года) / (расходы 1 года + расходы 2 года) * 100%.
- Расчет эффективности инвестиций в персонал нужно начинать с расчета дорогостоящих программ и тех, на которые компания возлагает надежды.
- Инициируя какой-то HR-проект, нужно исходить из его целей. Затем нужно определить ключевые показатели, которые будут отслеживаться и меняться. Необходимо определить, как компания будет отслеживать эти изменения.
- Для некоторых дорогостоящих проектов рассчитывайте не ROI, а ROE – ожидаемый возврат инвестиций. Формула та же самая, что и для расчета ROI, но кардинальное отличие состоит в моменте расчета. ROI рассчитывается по факту свершения расходов, а ROE заранее. То есть на этапе расчета ROE определяется оптимальный сценарий возврата инвестиций. Затем сравнивают значения ROE и ROI и проводят анализ различий.
(с)Дейнекина