alex_averyanov

Categories:

Используем все сильные стороны...

У каждого из нас какие-то стороны личности более развиты, мы прибегаем к ним, не задумываясь, и именно этими своими сторонами взаимодействуем с большинством ситуаций.

Однако если мы взглянем на ситуацию с каких-то других сторон, менее привычных нам, мы, скорее всего, заметим в ней что-то неожиданное и сможем действовать более осознанно и гибко (а не на «автопилоте»).

Я уже когда-то писал о том, что исследователи-психологи выделили 24 основных «сильных стороны характера/личности», и что ни одна из них не более ценна, чем другая. Из этого следует, что на любую ситуацию можно взглянуть как минимум с 24 разных сторон и задать к ней вопросы. Воспользовавшись своим умением задавать хорошие вопросы и знанием о 24 сильных сторонах личности, я сформулировал вопросы для анализа сложной ситуации (см.ниже).

***

Выбираем ситуацию

Попробуйте выбрать какую-то текущую, актуальную ситуацию «средней величины» (длящуюся не менее недели или повторяющуюся), которая значима для вас, вызывает сильные чувства, но при этом не катастрофична и не несет угрозы полного краха. В эту ситуацию вовлечены люди, с которыми вы находитесь в каких-то длительных отношениях. В этой ситуации для вас довольно много неясного и дискомфортного.

Вам понадобится несколько кусочков времени минут по 15-20. Лучше всего использовать таймер и писать по 10-15 минут за один присест, потом переключаться на какие-то другие дела, а потом возвращаться к вопросам вновь. Эта работа может занять несколько дней.

Выбрали ситуацию? Для начала опишите ее в нескольких предложениях (на 1/3 – ½ страницы).

***

После этого перечитайте список вопросов ниже и отметьте для себя, какие из них вам полностью понятны и ответы на них прямо сразу «лезут в голову». Это вопросы, в которых выражаются ваши самые сильные стороны.

Поставьте таймер на 10 минут и кратко запишите для себя ответы на эти вопросы (можно просто ключевыми словами, чтобы потом было просто вспомнить, что именно вы имели в виду). Поставьте таймер еще на 5 минут и напишите, что вы вынесли для себя из этих вопросов и своих ответов.

В следующий раз, когда у вас будет 15 минут поработать с ситуацией, выберите один вопрос, который, как вам кажется, совсем какой-то непонятный или «не прикладывается» к выбранной вами ситуации. Поставьте таймер на 10 минут и попробуйте письменно ответить на этот вопрос. Потом поставьте таймер еще на пять минут и запишите, какие чувства у вас возникали, пока вы отвечали на этот вопрос, и что вы выносите для себя из этого упражнения.

Дальше чередуйте один вопрос полегче – один посложнее. И всякий раз после ответов пишите рефлексивный отклик.

Вопросы

1. О каких совершенно диких и фантастических способах разрешения/преобразования этой ситуации я еще не думал?

2. Что в этой ситуации можно исследовать? На какие «как», «почему» и «что из этого выйдет» можно попробовать найти ответ?

3. Чему эта ситуация приглашает меня научиться? Какие знания и умения могут мне помочь справляться с ней лучше?

4. Какие у меня есть убеждения, касающиеся этой ситуации? Как они возникли? Каковы противоположные убеждения? На чем они основываются? Где я начинаю действовать на автопилоте («дальше как в тумане»)?

5. Если бы ко мне за советом обратился человек в похожей ситуации, на что бы я порекомендовал ему обратить внимание? В чем тут суть?

6. Чего я изо всех сил не хочу в этой ситуации делать, но понимаю, что это необходимо, и знаю, что сделаю?

7. Какую линию нужно выдерживать в этой ситуации, пусть это и может быть сложно? От чего я решаю не отказываться, что я буду продолжать делать, несмотря на трудности?

8. Что я на самом деле чувствую в этой ситуации, хотя ловлю себя на том, что «не долж_на» этого
чувствовать? Чего я хочу, пусть мне и неловко в этом признаться даже себе? Что я считаю правильным?

9. Что в этой ситуации приглашает меня в приключение? Какой шанс она мне дает? Как я чувствую в своем теле, что эта ситуация стоит того, чтобы полностью включиться в нее, прожить ее, испытать ее?

10. Как прожить эту ситуацию так, чтобы в результате было больше общности, близости и любви?

11. Где в этой ситуации не хватает заботы, поддержки и нежности? Кто в этой ситуации обижен? Как нужно действовать/общаться в этой ситуации, чтобы в итоге все почувствовали себя лучше?

12. В чем возможные причины, почему участники ситуации ведут себя именно так, а не иначе? Как я могу в этой ситуации повести себя максимально красиво, с достоинством, в соответствии со своими ценностями и общими правилами приличия?

13. Как в этой ситуации распределяется ответственность? Если эта ситуация затрагивает некое социальное целое (семью, группу, организацию, команду, сообщество), что было бы хорошо сделать мне, чтобы поддержать это социальное целое? Есть ли у меня представление о том, что хорошо было бы сделать ради блага социального целого другим участникам ситуации? Как я могу сообщить им об этом?

14. Кто в этой ситуации автоматически получает больше преимуществ? Как можно уравновесить ситуацию, чтобы у тех, чьи интересы/возможности ущемляются, появился бы шанс высказаться, быть услышанным, удовлетворить свои потребности?

15. Что и как можно сделать, чтобы направить активность участников ситуации в конструктивное русло? Чтобы потом участники, по возможности, вспоминали эту ситуацию с гордостью и удовольствием?

16. Есть ли в этой ситуации моменты, где кто-то поступил плохо со мной, и я на этом «застреваю»? Что может помочь мне «отпустить» эти моменты и простить тех, кто так или иначе обидел меня?

17. Какими аспектами своего поведения в этой ситуации я довольна? Что для меня настолько естественно, что мне было бы неловко, если бы на это обратили внимание и начали меня за это хвалить? Что мне нравится делать, как «невидимому ангелу-хранителю»?

18. Что в этой ситуации делать или говорить не стоит, потому что потом, возможно, придется расхлебывать неприятные последствия? А где нужно заранее «подстелить соломки», на случай неблагоприятного развития ситуации?

19. От удовлетворения каких сиюминутных желаний и потребностей в этой ситуации имеет смысл отказаться — чтобы двигаться к реализации больших и значимых целей в будущем? Что мне нужно делать, пусть понемногу, но систематически, чтобы изменил_ась я – а тем самым, и ситуация?

20. Какие аспекты этой ситуации совершенны, красивы, вызывают вдохновение? Где проявляется мастерство — природы или человека?

21. Что в этой ситуации уже хорошо? За что и кого можно поблагодарить?

22. К каким хорошим последствиям может привести эта ситуация, если лучшие тенденции, присутствующие в ней, будут развиваться? Что можно сделать, чтобы поддержать развитие этих лучших тенденций?

23. Что в этой ситуации смешного? Как можно добавить смешного в эту ситуацию? Что можно сделать, чтобы развеселить и рассмешить участников ситуации?

24. Как эта ситуация помогает мне соприкоснуться с Чем-то Большим в моей жизни? Каков ее смысл в моем духовном поиске? Как ее можно использовать для духовной практики? Что может измениться в этой ситуации, если я внесу в нее то качество присутствия, которое дает духовная практика?

(с) Дарья Кутузова 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.