КАК БЫСТРО ОЦЕНИТЬ КОРПОРАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ КОМПАНИИ?
Хотите понять, в чем заключаются корневые причины организационных проблем? Желаете узнать, как пробудить внутреннюю мотивацию сотрудников?
Для решения этих задач полезно знать тип вашей корпоративной культуры. Быстро (хотя и не совсем точно) определить тип культуры можно с помощью опросника.
Всего 8 вопросов с четырем вариантами ответов к каждому из них.
Сотруднику нужно выбрать в каждом из 8-ми вопросов, какое из четырех утверждений (А, Б, В или Г) наиболее верно для его компании. Две буквы в одном вопросе отмечать нельзя.
Для достоверности результатов необходимо проводить опросник анонимно и объяснив сотрудникам цель тестирования.
По опыту проведения могу сказать, что показательны для средней компании ответы на группу сотрудников не менее 20 человек. В крупной территориально распределенной компании надо сравнить ответы в коллективах из разных регионов и департаментов, чтобы получить достоверный результат.
Тест «Наша корпоративная культура».
1. Решения принимаются теми, кто:
А. Имеет большую власть
Б. Уполномочен по должности
В. Более компетентен в этом вопросе
Г. Стремится принять на себя эту ответственность
2. Ресурсы распределяются исходя из:
А. Единоличного решения руководителя
Б. Существующих правил и процедур
В. Интересов отдела
Г. Удобства исполнения работы
3. Хороший сотрудник:
А. Исполнительный и дисциплинированный
Б. Четко выполняет свои обязанности
В. Инициативный, мотивированный на результат
Г. Лояльный, приятный в общении
4. Поощрения и наказания определяются исходя из:
А. Решения руководителя
Б. Существующей прописанной системы мотивации и внутреннего распорядка
В. Специфики ситуации и типа личности сотрудника
Г. Интересов сотрудников
5. Хороший коллектив:
А. Дисциплинированный
Б. Структурированный, где каждый четко знает и исполняет свои функции
В. Профессиональный, с атмосферой взаимопомощи и взаимоподдержки
Г. Дружный, веселый
6. Успеха добиваются люди:
А. Хорошо понимающие установки руководства
Б. Четко выполняющие свои обязанности и соответствующие корпоративным установкам
В. Мотивированные и развивающиеся
Г. Коммуникабельные, имеющие хорошие отношения со всеми
7. Сотрудник, при наличии у него достаточных навыков, выполняет свою работу недостаточно хорошо, потому что:
А. Недостаточен контроль
Б. Недостаточно четко составлены должностные инструкции
В. Он недостаточно мотивирован и ориентирован на результат
Г. Ему не предоставили достаточных ресурсов или он чем-то недоволен
8. Хороший руководитель:
А. Решительный, авторитарный, пользуется большим влиянием
Б. Четко ставит задачи в рамках задач более высокого уровня
В. Умеет мотивировать и развивать людей и бизнес
Г. Создает позитивную атмосферу в коллективе
Собрав тесты, подсчитываем, какой тип корпкультуры набрал наибольший балл в коллективе.
Ключи:
А. Культура власти ("красная" по Грейвзу): авторитетен тот, кто умеет добиваться власти и удерживать ее любыми способами
Б. Культура роли ("синяя" по Грейвзу): влияние на других оказывается через разработку и внедрение бизнес-процессов
В. Культура задачи ("оранжевая" по Грейвзу): влияет тот, умеет вовлекать коллектив на решение сложных бизнес-задач
Г. Культура личности ("зеленая" по Грейвзу): влиятелен тот, кто умеет строить отношения с другими
Подробнее о особенностях каждой из корпоративных культур можно почитать у Дона Бека и Криса Кована.
Естественно, в одной компании неизбежно встречаются признаки всех четырех корпкультур. Но всегда есть ведущий тип корпкультуры, который набирает наибольшее количество голосов.
Можно провести отдельное тестирование для отдельных групп персонала и сравнить результаты для топов, руководителей среднего звена и линейных сотрудников. Потом полезно обсудить с коллективом, с чем связана разница в ответах, если она есть.
Если вы хотите понять, какой тип корпкультуры коллектив хочет развивать и как ситуация в отделе отличается от фирмы в целом, добавьте в опросник графы как на картинке. Тогда вы получите 3 результата, баллы по которым суммируются отдельно: по фирме на сегодняшний день, по отделу сотрудников и по тому, какой они хотят видеть компанию в будущем.
Разница в ответах между графами «Так должно быть» и «У нас в фирме» покажет, есть ли разница между желаемой и имеющейся корпкультурой.
Вы поймете, какой тип корпкультуры нужно развивать, чтобы поднять внутреннюю мотивацию сотрудников.
