Алексей Аверьянов (alex_averyanov) wrote,
Алексей Аверьянов
alex_averyanov

Офисный рай или офисное рабство?

Денис Соколов опубликовал статью, в которой отметил моменты, по которым считает, что удаленные офисы и работа на дому, не так привлекательна для сотрудников, как об этом пишут. Я в принципе согласен с его точкой зрения, поэтому привожу здесь его статью. Кстати, в нашей компании тоже есть возможность работать удаленно, но сотрудники все равно приезжают в офис, хотя и не каждый день и не к 9-00.

Почему поколение Y не собирается отказываться от работы в офисе?

Для рядового потребителя IT офисы сегодня играют такую же роль, как телевидение для незадачливого героя фильма «Москва слезам не верит». Помните? Не будет ни театра, ни кино, одно сплошное телевидение! Теперь на конференциях можно услышать от взъерошенных аналитиков рынка IT, что не будет ни офисов, ни торговых центров – один сплошной беспроводной интернет.

Специалисты давно заговорили о перспективах удаленной работы и домашних офисах. Работа из дома – великолепная идея! Для работника это освобождение от «офисного рабства», жесткого графика, экономия времени и сил на проезд на работу и обратно. А работодатель, в свою очередь, экономит на аренде офиса, которая занимает 30–40% в структуре расходов современного бизнеса. В конце концов, люди будут меньше ездить, а значит, снизится количество вредных выбросов автомобилей. Экологи ликуют!

С какой стороны не посмотри: сплошные плюсы, но почему-то, несмотря на то, что информационная инфраструктура уже лет десять позволяет легко обеспечить удаленную работу любого числа сотрудников, пока домашние офисы занимают ничтожную долю в структуре занятости. Более того, этим трендом пренебрегают даже аналитики рынка офисной недвижимости. Я не имею в виду российских аналитиков. Мои коллеги много чем еще пренебрегают в своих материалах. Но в серьезных зарубежных публикациях до сих пор говорится о домашних офисах как о тренде будущего, однако в прогнозах этот тренд не учитывается. А ведь десятилетие – достаточно для того, чтобы тренд превратился в мейнстрим. Ответ простой: в современной корпоративной культуре эта схема не работает. Более того, корпоративная культура, а как следствие и поведение людей, эволюционирует в противоположном направлении.

Сегодня в Старом Свете средний возраст, при котором женщина рожает первого ребенка, – 31 год. То есть период жизни, который человек посвящает только себе, любимому, работе и карьере, составляет 10 лет. Неужели кто-то думает, что бездетная семья захочет жить вдали от большого города и целыми днями работать в своих домашних кабинетах, потом вечером спускаться на кухню, готовить ужин и наслаждаться им вдвоем, глядя в телевизор? И так изо дня в день? Вместо того, чтобы утром выпить кофе в «Старбаксе», пообедать с коллегами или клиентами в ресторане, а вечером пойти на концерт или в театр? Это бэби-бумеры могли сказать: «Мои родители работали в офисе, а я буду работать дома. Make love not work». Поколение Х, проклиная «МакРабство», тоже видело свою свободу вне стен офиса.

Ценности поколения Y, которое играет все большую роль в бизнесе, совсем не такие, как у их предшественников. Это индивидуалисты, которым комфортно лишь в группе таких же индивидуалистов. С другой стороны, корпорации сегодня молятся на teamwork. Большие деньги тратятся на то, чтобы сплотить коллектив. Ведь эффективные коммуникации между сотрудниками – залог эффективности всей компании. Транснациональные корпорации, всегда самые прогрессивные и динамичные в кадровых вопросах, готовы оплачивать сотрудникам трансграничные поездки для того, чтобы сотрудники из разных офисов познакомились и лучше узнали друг друга. Даже в рамках одного офиса барьеры между отделами – постоянная головная боль для руководства.

В этом контексте концепция удаленного офиса выглядит ересью. Логичнее поступать наоборот. Превратить офис в дом, а коллег – в членов семьи. Действительно, в настоящее время в среднем человек проводит 9–11 часов на работе. Дома, если не считать сон, – порядка 2–3 часов. Вывод очевиден: нужно превратить офис в среду комфортного обитания, так, чтобы он выигрывал у дома. Тогда лояльность сотрудников будет обеспечена. Показателен пример российского офиса Google. Есть много компаний с интересными офисными решениями. Правда, как правило, они скрыты от посторонних глаз, ведь не многие бизнесмены не любят афишировать свои идеи. Довелось мне бывать в компании, где целый этаж выделен под обеденные комнаты, местная кухня в кругу посвященных считается одной из лучших в городе, а вышколенные стюарды подают горячие блюда прямо в ходе переговоров. Другая компания оплачивает ужин и такси сотрудникам, которые задержались на работе. Ну а офис «Первой патентной компании» вполне заслуженно произвел фурор среди пользователей сети.

Тут критик воскликнет: «Я знаю множество людей, которые работают из дома!». Но такая схема подходит лишь там, где нет острой потребности в расширенных каждодневных коммуникациях между сотрудниками. Там, где нет между ними каждодневной конкуренции. Попробуй, сделай карьеру за 3 года, ни разу не встретившись с начальством! Такое возможно только для журналиста, писателя или научного работника. Это профессии индивидуалистов, где можно судить о проделанной работе по результату труда. Такие профессии исключения, которые лишь подтверждают общий тренд.

Да, мы живем в эпоху, когда грань между офисом и домом стирается, но тренд идет не к офису на дому. Хотите знать в каких условиях будут работать ваши дети? Трендсеттерами являются не инвестбанки и не страховщики, а компании, ориентированные на молодежь. Посмотрите на офисы Google, Facebook или Twitter! Это, я уверен, и есть офисы будущего.
Tags: менеджмент, мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment